Главная » Фигуры, Шоу-Бизнес и творчество » Биография Татьяны Толстой

Татьяна Толстая. Биография

Татьяна Никитична Толстая — российская писательница, публицист и телеведущая, официальная супруга "главного прихватизатора Всея Руси".

Татьяна Никитична Толстая
Дата рождения: 3 мая 1951
Место рождения: Ленинград, РСФСР, СССР
Гражданство (подданство): Россия
Род деятельности: прозаик, публицист, телеведущая
Годы творчества: 1983 — настоящее время
Направление: Проза
Жанр: Рассказы, романы, эссе, очерки
Язык произведений: Русский
Дебют: «На золотом крыльце сидели…» (1983)
Премии: Триумф

Наиболее известен роман писательницы — «Кысь», получивший премию «Триумф». Произведения Татьяны Толстой, в том числе сборники рассказов «Любишь — не любишь», «Река Оккервиль», «День», «Ночь», «Изюм», «Круг», «Белые стены», переведены на многие языки мира.
Широкая популярность пришла к писательнице в 2002 году, когда она стала соведущей телевизионной программы «Школа злословия». В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», составленный радиостанцией «Эхо Москвы», информационными агентствами РИА Новости, «Интерфакс» и журналом «Огонёк».

1951—1983: Детство, юность и работа корректором

Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого. Росла в доме Ленсовета на Набережной реки Карповки в многодетной семье, где у неё было шесть братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии — Лозинский Михаил Леонидович, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Николаевича Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.

После окончания школы, Толстая поступила в Ленинградский университет, на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году.

В этом же году выходит замуж за (филолога-классика) А. В. Лебедева и, вслед за мужем, переезжает в Москву, где устраивается работать корректором Главной редакции восточной литературы издательства «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами…» («Вопросы Литературы», 1983, № 9). По собственному признанию, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», — рассказывала Толстая.

1983—1989: Литературный успех

Татьяны Толстой

В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора» в том же году. Рассказ был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами».

Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах. Последовательно выходят «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь — не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988)[6]. В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу — «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР[6].

Советская критика восприняла литературные произведения Толстой насторожённо. Её упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтёшь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что все её произведения написаны по одному, выстроенному, шаблону. В интеллектуальных кругах Толстая получает репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде». С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра[8].

1990—1999: Переезд в США и журналистская деятельность Татьяны Толстой
В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность[7]. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York Review of Books, The New Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах[6]. Впоследствии, все 1990-е годы, писательница несколько месяцев в году проводила в Америке. По её словам, проживание за границей поначалу оказало на неё сильное влияние в языковом аспекте. Она жаловалась на то, как меняется эмигрантский русский язык под влиянием окружающей среды. В своём коротком эссе того времени «Надежда и опора» Толстая приводила примеры обычного разговора в русском магазине на Брайтон-Бич: «Там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». После четырёх месяцев пребывания в Америке Татьяна Никитична отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках»[10].

В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии[7]. Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в журнале «Русский телеграф»[6]. Параллельно с журналистской деятельностью она продолжает издавать книги. В 1990-х гг. были опубликованы такие произведения, как «Любишь — не любишь» (1997), «Сёстры» (в соавторстве с сестрой Наталией Толстой) (1998), «Река Оккервиль» (1999). Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира[7]. В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт»[8]. В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

2000—2012: Роман «Кысь» и телепередача «Школа злословия»
В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной[6]. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России», под руководством Ольги Хмелёвой, был осуществлён проект литературного сериала[11]. В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Отмечая коммерческий успех писательницы, Андрей Ашкеров в журнале «Русская жизнь» писал, что общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров и произведения Татьяны Никитичны стали доступны широкой публике[12]. Толстая получает приз XIV Московской Международной книжной ярмарки в номинации «Проза»[8]. В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор»[13].

В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура[6]. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу»[14].

В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы — книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Толстая рассказывала: «Замысел книги родился 30 лет назад. Не без помощи моей старшей сестры… Ей всегда было жалко, что Буратино так быстро продал свою Азбуку, и что об её содержании ничего не было известно. Что за яркие картинки там были? О чём она вообще? Шли годы, я перешла на рассказы, за это время подросла племянница, родила двоих детей. И вот, наконец, на книгу нашлось время. Полузабытый проект был подхвачен моей племянницей, Ольгой Прохоровой»[15]. В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература»[16].

Творчество Татьяны Толстой[править | править вики-текст]
В интервью изданию «Украинская Правда» Татьяна Толстая подробно рассказала, почему начала писать рассказы. По её признаниям, в 1982 году у неё были проблемы со зрением и она решила сделать операцию на глаза, которую в то время проводили с помощью надрезов бритвой. После операции на втором глазу она долгое время не могла находиться при дневном свете.

Так продолжалось долго. Я повесила двойные занавески, выходила на улицу только с наступлением темноты. Ничего не могла делать по дому, ухаживать за детьми не могла. Читать тоже не могла. Через три месяца это всё проходит и начинаешь видеть так неожиданно чётко… То есть весь импрессионизм уходит, и начинается полный реализм. И вот накануне этого я почувствовала, что могу сесть и написать хороший рассказ — от начала и до конца. Так я начинала писать[17].
— Татьяна Толстая
Писательница говорила, что в число её любимой литературы входит русская классика. В 2008 году её персональный читательский рейтинг составляли Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и Николай Васильевич Гоголь[18]. На формирование Толстой как писателя и человека сильно повлиял Корней Иванович Чуковский, его статьи, мемуары, воспоминания, книги о языке и переводы. Писательница особенно выделяла такие работы Чуковского, как «Высокое искусство» и «Живой как жизнь», и говорила: «Кто не читал — очень советую, потому что это интереснее, чем детективы, и написано потрясающе. И вообще он был одним из самых гениальных русских критиков»[19].

Толстую относят к «новой волне» в литературе. В частности, Виталий Вульф писал в своей книге «Серебряный шар» (2003): «В моде писатели „новой волны“: Б. Акунин, Татьяна Толстая, Виктор Пелевин. Талантливые люди, пишущие без снисхождения, без жалости…»[20]. Её называют[кто?] одним из ярких имён «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я»[18]. Андрей Немзер так высказался об её ранних рассказах: «„Эстетизм“ Толстой был важнее её „морализма“»[7].

Татьяну Толстую также часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева, Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова[21]. Ия Гурамовна Зумбулидзе в своём исследовании «„Женская проза“ в контексте современной литературы» писала, что «творчество Татьяны Толстой находится в одном ряду с выразителями той тенденции современной русской литературы, которая заключается в синтезе определённых черт реализма, модернизма и постмодернизма»[22].

Творчество писательницы является объектом большого количества научных исследований. В разные годы её произведениям были посвящёны работы Елены Невзглядовой (1986), Петра Вайля и Александра Гениса (1990), Прохоровой Т. Г. (1998), Беловой Е.(1999), Липовецкого М. (2001), Песоцкой С. (2001). В 2001 году была издана монография «Взрывоопасный мир Татьяны Толстой» авторства Гощило Е., в которой было проведено исследование творчества Татьяны Толстой в культурно-историческом контексте.

Татьяна Толстая активно ведёт личные аккаунты на «Фейсбуке» и в Живом журнале, где публикует частично или полностью тексты, которые включаются в дальнейшем в её книги. С её блогом в «Фейсбуке» неоднократно возникали скандалы (Аркадий Бабченко, Божена Рынска) и эмоциональную редакцию интернет-сообщества о возможности либо невозможности предъявления счётов за оказанную ранее помощь[23].

Период рассказов[править | править вики-текст]
Для раннего периода творчества Толстой характерно преобладание таких тем, как общечеловеческие вопросы бытия, «вечных» тем добра и зла, жизни и смерти, выбора пути, взаимоотношения с окружающим миром и своего предназначения[22]. Славина В. А. отмечала, что в творчестве писательницы ощущается тоска по утерянным гуманистическим ценностям в искусстве[24]. Исследователи отмечали, что практически все персонажи Толстой являются мечтателями, которые «застряли» между реальностью и своим вымышленным миром. В рассказах преобладает парадоксальная точка зрения на мир, с помощью сатиры демонстрируется абсурдность некоторых явлений жизни[22]. А. Н. Неминущий в своей работе «Мотив смерти в художественном мире рассказов Т. Толстой» отмечал художественные приёмы воплощения идеи смерти в рассказах писательницы, которые близки к эстетике модерна и постмодерна[25].

В учебнике «Современная русская литература» отмечалась особенная авторская позиция Толстой, которая выражается в особой литературно-сказочной метафоричности стиля, поэтике неомифологизма, в выборе героев-рассказчиков[26]. Неомифологизм в её произведениях проявлялся и в том, что Толстая использовала фольклорные образы. В рассказе «Свидание с птицей» она использовала известный русский фольклорный образ — птицу Сирин[27]. Александр Генис в «Новой газете» отмечал, что Толстая лучше всех в современной литературе справляется с употреблением метафоры. Автор писал, что в её метафорах есть влияние Олеши, но они более органично встроены в сюжет[28].

В некоторых других рассказах используется приём противопоставления, контрастов. Рассказы «Милая Шура» и «Круг» построены на противопоставлении света и тьмы (как жизни и смерти), что после находит отражение в более позднем рассказе «Ночь». Смысл антиномии «свет — тьма» в рассказах Татьяны Толстой занимает центральное место и включает: «противопоставление духовного и материального, возвышенного и низменного, живого и мёртвого, бытового и бытийного, мечты и действительности (воображаемого и реального), вечного и сиюминутного, доброго и злого, сострадательного и равнодушного».

В свет вышло двадцать четыре рассказа писательницы: «На золотом крыльце сидели» (1983), «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Милая Шура» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Факир» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Любишь — не любишь» (1984), «Ночь» (1987), «Круг» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988), «Лимпопо» (1990), «Сюжет» (1991), «Йорик» (2000), «Окошко» (2007). Тринадцать из них составили вышедший в 1987 г. сборник рассказов «На золотом крыльце сидели…» («Факир», «Круг», «Петерс», «Милая Шура», «Река Оккервиль» и др.). В 1988 году — «Сомнамбула в тумане».

Семья[править | править вики-текст]
Прадед по материнской линии — Борис Михайлович Шапиров, военный врач, деятель Красного креста, лейб-медик Николая II, действительный тайный советник.
Дед по материнской линии — Михаил Леонидович Лозинский, литературный переводчик, поэт.
Дед по отцовской линии — Алексей Николаевич Толстой, писатель.
Бабушка по отцовской линии — Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая, поэтесса.
Отец — Никита Алексеевич Толстой, физик, общественный и политический деятель.
Мать — Наталья Михайловна Лозинская (Толстая)
Сестра — Наталия Никитична Толстая, писательница, преподаватель шведского языка при кафедре скандинавской филологии факультета филологии и искусств СПбГУ.
Брат — Иван Никитич Толстой, филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны. Обозреватель Радио «Свобода».
Брат — Михаил Никитич Толстой, физик, политический и общественный деятель.
Старший сын — Артемий Лебедев, дизайнер, художественный руководитель студии Артемия Лебедева, ведёт блог в Живом журнале[29].
Младший сын — Алексей Андреевич Лебедев, фотограф, архитектор компьютерных программ, живёт в США. Женат.[30]
Телевидение[править | править вики-текст]
12 августа 1999 года участвовала в телепередаче «Основной инстинкт».
С октября 2002 года по 2014 год вместе с Авдотьей Смирновой вела телепередачу «Школа злословия».
Совместно с Александром Масляковым являлась постоянным членом жюри телепроекта «Минута славы» на Первом канале с 2007 года (1-3 сезоны).
С ростом популярности Т.Толстая стала объектом юмористических пародий. Пример: телепередача «Большая разница».
Библиография[править | править вики-текст]
Библиография Татьяны Толстой представлена следующими сборниками и романами[31]:

«На золотом крыльце сидели…» / Рассказы. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 198 с.
Любишь — не любишь / Рассказы. — М.: Оникс; ОЛМА-пресс, 1997. — 381 с.
Сёстры / С Н. Толстой. — Эссе, очерки, статьи, рассказы. — М.: Изд. дом «Подкова», 1998. — 392 с.
Река Оккервиль / Рассказы. — М.: Подкова; Эксмо, 2005. — 462 с.
Двое / С Н. Толстой. — М.: Подкова, 2001. — 476 с.
Кысь / Роман. — М.: Подкова, 2001. — 318 с.
Изюм / М.: Подкова; Эксмо, 2002. — 381 с.
Круг / Рассказы. — М.: Подкова; Эксмо, 2003. — 345 с.
Не кысь / Рассказы, статьи, эссе и интервью Татьяны Толстой. — М.: Эксмо, 2004. — 608 с.
Белые стены / Рассказы. — М.: Эксмо, 2004. — 586 с.
Кухня «Школы злословия» / С А. Смирновой. — М.: Кухня, 2004. — 360 с.
Женский день / М.: Эксмо; Олимп, 2006. — 380 с.
День. Личное / М.: Эксмо, 2007. — 461 с.
Ночь / Рассказы. — М.: Эксмо, 2007. — 413 с.
Река / Рассказы и новеллы. — М.: Эксмо, 2007. — 384 с.
Кысь. Зверотур. Рассказы. — М.: Эксмо, 2009. — 640 с.
Та самая Азбука Буратино / С О. Прохоровой. — М.: Розовый жираф, 2011. — 72 с.
Лёгкие миры / Повести, рассказы, эссе. — М.: Редакция Елены Шубиной, 2014. — 480 с.
В переводе[править | править вики-текст]
On the Golden Porch, and other stories Alfred A. Knopf, New York, 1989, then Penguin, 1990, ISBN 0-14-012275-3.
The Slynx New York Review of Books Classics, 2007, ISBN 1-59017-196-9
White Walls New York Review of Books Classics, 2007, ISBN 1-59017-197-7

Награды
Лауреат премии «Триумф» (2001).
Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «ОЛИМПИЯ» (2003).
Обладатель приза в номинации «Новая культура новой Европы» ХХ Международного экономического форума в Польше (2010)[32]
Лауреат премии Белкина за повесть «Лёгкие миры» (2014)

Комментарии закрыты.